Готовим ребенка к школе
Родителям будущих первоклассников. Обязательно ли присутствие ребенка при записи его в 1-й класс? Да. Это необходимо как ребенку, так и взрослым: родителям, педагогам. Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу? Проведение собеседования с детьми служит для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (4-хлетнее обучение в общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.) Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является: · выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе; · рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения); рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости - с психоневрологом, обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная); Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов - задача, стоящая перед коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником. В настоящее время имеются альтернативные формы обучения, и перед родителями открывается целый веер возможностей. Можно отдать ребенка в школу с 6 или с 7 лет, проходить первый год обучения в школе или на базе дошкольного учреждения, обучать ребенка в частном или государственном учебном заведении. Решить этот вопрос с помощью воспитателей, учителей и психологов родители могут, только определив степень его готовности к школе. Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе? К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать: · состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел); · как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; · цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; · знаки +, -, =, >, <; · название текущего месяца, последовательность дней недели; Он должен уметь: · называть числа в прямом и обратном порядке; · соотносить цифру и число предметов; · составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; · пользоваться знаками арифметических действий; · измерять длину предметов с помощью условной меры; · составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера; · делить круг, квадрат на 2 и 4 части; · ориентироваться на листке клетчатой бумаги. К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь: · строить сложные предложения разных видов; · составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки; · находить слова с определенным звуком; · определять место звука в слове; · составлять предложения из 3-4 слов; · членить простые предложения на слова; · членить слова на слоги (части); · различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение; · самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения. В области представлений об окружающем мире: · уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности; · иметь представление о сезонных явлениях природы; · знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе? 1. Социально-психологическая готовность к школе: · учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний); · умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых); · умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание). 2. Развитие школьно-значимых психологич. функций: · развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); · пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа); · координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг); · развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); · развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут); · развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/). Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка? 1. Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух; 2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу; 3. Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; 4. Умение отвечать на вопросы и задавать их; 5. Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов; 6. Умение составлять рассказы о предметах (по плану,предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок); 7. Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуто, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрениюродителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе? 1. Развитие мелких мышц руки: · работа с конструкторами разного типа; · работа с ножницами, пластилином; · рисование в альбомах (карандишами, красками). 2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления). |
Меню сайта |