Если вы хотите, чтобы ваш сын или
дочь были деятельны, необходимо создать им соответствующие условия. Нужно
позаботиться, чтобы у ребенка был свой уголок, где бы он мог спокойно
заниматься своими делами и играть, не ощущая, что он кому-то мешает.
Для создания детского уголка дома
необходимы следующие условия:
1. Выбираем место. Выделите
для игрового уголка удобное, хорошо освещенное и защищенное от сквозняков
место, подальше от отопительных приборов и дверей. В игровом хозяйстве следует
иметь достаточное (но не избыточное!) количество разнообразных игрушек,
располагающих ребенка к играм различного содержания. Это и куклы, кукольная
мебель, хозяйственная утварь и т.д., игрушки, изображающие животных, а
так же игры и игрушки, с помощью которых можно совершенствовать развитие
двигательной активности (мячи, мозаики, конструкторы и т.д.).
2. Разнообразные и
нетрадиционные игрушки. С удовольствием дети играют с так называемыми
отходами производства - различными чурбачками, кусками тканей, веревочками и
т.п., что способствует развитию фантазии и творческого мышления. Совсем не
обязательно, чтобы игрушек было много, не это определяет настрой ребенка в игре.
Наоборот, чрезмерное количество игрушек рассеивает внимание ребенка, и игра от
этого часто не клеится. Вот почему часть игрушек следует убирать, а через
некоторое время менять или добавлять к имеющимся.
Чем руководствоваться при внесении новых игрушек? Если малыш
освоил старые игрушки и вы заметили, что они ему надоели, уберите часть из них,
а взамен дайте одну - две новых. Обыграйте каждую новую игрушку вместе с
ребенком, вместе найдите ей место в игровом уголке. Помимо разнообразных игр и
игрушек, в уголке ребенка должны быть книги, соответствующие возрасту и
материалы для творческой деятельности - пластилин, краски, карандаши.
Отведите для этих предметов
определенное место и учите
малыша содержать это «имущество» в
порядке: ведь размазанный на ковре пластилин или забрызганный красками
обеденный стол вряд ли будут способствовать вашему хорошему настроению.
3. Приучаем к порядку. Очень
важно приучить ребенка к порядку в игровом уголке. Учите его самого следить за
порядком в своем уголке. Если он знает, что где лежит, сам убирает игрушки и
пособия, это приучает его к самостоятельности, содействует формированию
бережного отношения к ним. Он не станет нарушать обычного порядка в комнате,
устраивать игры в неподходящем месте, или разносить игрушки по комнате. Учите
ребенка беречь игрушки, время от времени вместе проверяйте, нет ли неисправных
игрушек, испачканной кукольной одежды, поломанных коробок, в которых хранятся
настольные игры. Этим вы сформируете у него бережливость, которую он
впоследствии перенесет на предметы окружающей его обстановки.
4. Создаем «игроспособность» у
ребенка. Для этого, прежде всего, нужно подбирать такие игрушки и игры,
которые располагали бы к игре одному - кубики, разборные пирамидки, мозаики,
конструктор. Но и это еще не все. Надо подсказать, во что и как играть. Нужно
вместе поиграть с ребенком, показать свою заинтересованность игрой. Это создаст
у него устойчивый интерес к игре.
Иметь свой уголок дома или отдельную детскую комнату со своим «детским»
порядком для ребенка очень важно. В своем уголке или комнате ребенок
самореализовывается, чувствует себя хозяином, творит, несет ответственность за
порядок. И ни в коем случае, уважаемые родители не наводите там свой порядок,
наперекор ребенку - это вызовет только конфуз и недовольство с его стороны. А
вот побыть гостем в его уголке или комнате стоит, поиграть вместе с ним. Тем
самым ребенок поймет, что вы ему друг, а не враг, которого надо бояться, что вы
не отберете у него его детский мир, который он создал в своем уголке.